Освіта та самоосвіта

Реферати, дослідження, наукові статті онлайн

Адвокатская тайна и обязанность ее соблюдения

Неразглашение сведений, составляющих тайну, интриги воруг них всегда являлись темами          судебно-следственных, литературных, художественных и иных сюжетов. Одна из главных заповедей адвоката во все времена и у всех народов – «не навреди». Доверие к адвокату со стороны клиента означает, что обратившийся за правовой помощью вверяет адвокату такую информацию, содержание которой чаще всего он больше никогда и никому не сообщит. В основе такого доверия лежат два фактора: адвокатская независимость и адвокатская тайна.

Адвокатская тайна и ее соблюдение имеют не только нравственный, но и юридический аспект.

Происходящее от глагола «таить» слово «тайна» означает, согласно толковому словарю В. Даля, нечто скрыто хранимое, неизвестное, неведомое, скрываемое от кого-либо с намерением утаить его, не оглашать и держать в секрете. В русском дореволюционном уголовно-процесуальном законодательстве адвокат назывался присяжным поверенным. Присяжный означает связанный присягой, клятвой; поверенный – лицо, официально уполномоченное действовать от чьего-либо имени. Дореволюционный адвокат – лицо, связанное клятвой хранить присягу, тайну своего доверителя и обязанное официально представлять его права и защищать законные интересы [1, с. 16– 18].

В действующем законодательстве вопросам соблюдения тайны отведено значительное место.

Особой категорией сведений, составляющих тайну, являются те сведения, разглашение которых может принести ущерб интересам государства, закрепленных Конституцией гарантиях прав и свобод личности, а также препятствовать раскрытию преступлений и в целом мешать отправлению правосудия. К ним относятся: государственная, военная, служебная тайны, тайна голосования, переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, следственная, судебная, комерческая, врачебная и тайна усыновления.

С развитием демократических основ уголовного и уголовно-процесуального законодательства Республики Беларусь получил дальнейшее развитие и законодательное закрепление принцип адвокатской тайны. Он основывается на конституционных положениях, гарантирующих свободу, неприкосновенность, достоинство личности, получение квалифицированной юридической помощи для осуществления защиты своих прав и свобод.

Следует заметить, что законодательное закрепление адвокатской тайны как важного принципа осуществления адвокатской деятельности соответствует действующим международно-правовым нормам и положениям. Согласно п. 22 Основных положений о роли адвокатов, принятых восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений (Нью-Йорк, 1990 г.), правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязаностей. Пункт 13 Стандартов независимости юридической профессии, принятых Международной ассоциацией юристов в 1990 г., предусматривает обеспечение конфиденциальности отношений между адвокатом и клиентом, включая защиту обычной и электронной систем всего адвокатского делопроизводства и документов от изъятия и проверок.

На практике возникает вопрос: что конкретно следует относить к адвокатской тайне? Поскольку дейстующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня сведений, составляющих адвокатскую тайну, и устанавливает лишь обязанность адвоката вообще не разглашать сведений, которые стали ему известны в связи с оказанием правовой помощи клиенту, то следует понимать, что адвокат не вправе разглашать любые сведения, которые стали ему известны от общения со своим клиентом в связи с обращением последнего.

Российский юрист М. Ю. Барщевский утверждает, что с того момента, как гражданин переступил порог офиса адвоката, все дальнейшие события – суть адвокатской тайны. Основные принципы, касающиеся адвокатской тайны, М. Барщевский изложил в главе IV (конфиденциальная информация) Проекта Кодекса адвокатской этики. Основным правилом он называет следующее: адвокат не должен раскрывать имя лица, которому он предоставляет консультацию или которое его приглашает для выполнения поручения до тех пор, пока это не потребуется исходя из сути решаемой проблемы (вопроса).

Адвокат должен сохранять конфиденциальность по отношению к любому клиенту, независимо от того, является ли клиент постоянным или обращается за оказанием разовой помощи. Эта обязанность продолжает существовать и после прекращения взаимоотношений по юридическим вопросам и не ограничивается моментом прекращения оказания правовой помощи клиенту, независимо от того какие между клиентом и адвокатом возникли разногласия.

Доверительные отношения между адвокатом и клиентом не позволяют адвокату использовать какую бы то ни было конфиденциальную информацию, предусмотренную этическими нормами, для собственной выгоды, или для выгоды третьей стороны, или в ущерб клиенту. Адвокат, который занимается литературной деятельностью, пишет автобиографию, воспоминания и тому подобное либо осуществляет преподавательскую, научную деятельность, должен не допускать распространения конфиденциальной информации и в этих случаях.

Адвокат не должен допускать возможности распространения конфиденциальной информации, касающейся или полученной от одного клиента другому. Несмотря на то, что последний может потребовать или ожидать от адвоката такую информацию, он должен отказыватся от ее разглашения и использования.

М. Барщевский допускает разглашение информации в целях предотвращения преступления. Разглашение информации, необходимое для предотвращения преступления, будет законным, если у адвоката имеются достаточные основания предполагать, что существует реальная вероятность совершения преступления и неизбежно складывается ситуация, когда предупреждение преступления путем разглашения информации является единственной возможностью для его предотвращения.

Законодательством Республики Беларусь не урегулированы действия адвоката в том случае, если ему стали известны от клиента сведения о готовящемся либо уже совершенном преступлении. Так как любая информация, ставшая известной адвокату при оказании им правовой помощи составляет адвокатскую тайну, то и эти сведения адвокат не вправе раскрывать кому-либо. С одной стороны, на адвокате, как на любом другом гражданине, лежит обязанность сообщить о преступлении в соответствующие органы, но, с другой стороны, он связан адвокатской тайной. Наиболее приемлемым поведением адвоката в сложившейся ситуации, с нашей точки зрения, будет рекомендация клиенту обратиться с подобного рода информацией в правоохранительные органы.

Адвокат, обладающий информацией, которая является конфиденциальной государственной информацией или конфиденциальной коммерческой информацией об организации или физическом лице, полученной адвокатом в то время, когда он был государственным служащим либо сотрудником данной организации, не должен представлять интересы клиента, находящиеся или могущие привести к конфликту интересов с той организацией или с тем лицом, в отношении которых адвокат обладает конфиденциальной информацией, полученной в силу названных причин [2, с. 181–185].

В ст. 16 «Об адвокатуре» Республики Беларусь указано, что предметом адвокатской тайны являются вопросы, по которым лицо обратилось за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных этим лицом от адвоката.

Развивая и конкретизиря положения указанных законодательных норм, Правила професиональной этики адвоката установили: адвокат не вправе разглашать сведения, составляющие адвокатскую тайну (факт обращения клиента к адвокату, содержание бесед, изученных и составленных документов и иную информацию, касающуюся оказания юридической помощи, а также сведения о личной жизни клиента), в течение всего времени как во время оказания юридической помощи, а также сведения о личной жизни клиента), в течение всего времени как во время оказания юридической помощи, так и после того, как отношения с клиентом прекращены.

Алиби как факт, доказывающий невиновность подзащитного также является адвокатской тайной. Алиби может носить абсолютно любой характер, и в процессе оказания помощи клиент может запретить адвокату раскрыть его содержание при рассмотрении дела в суде. Это действие может повлечь самые неблагоприятные последствия как для клиента (его осуждение, неудовлетворение требований), так и для адвоката (проигрыш дела). Законодательством Республики Беларусь установлен четкий запрет на раскрытие алиби клиента без его согласия. Адвокат, будучи твердо уверенным в том, что алиби гарантирует оправдательный приговор суда, не может вступать в противоречия с требованиями подзащитного. Он должен объяснить клиенту возможность наступления неблагоприятных последствий и принять все возможные меры для максиальной защиты его интиресов. Адвокат в любом случае должен руководствоваться в первую очередь предписаниями закона, а не своими личными амбициями. С одной стороны, раскрыв алиби, он добьется оправдательного приговора либо удовлетворения требований клиента, но в тоже время, нарушив адвокатскую тайну, он подрывает доверительные отношения с клиентом и авторитет професии, что совершенно недопустимо для професионала.

Раскрыть доверенную клиентом информацию адвокат может лишь в исключительных случаях, оговоренных в Правилах професиональной этики адвоката:

— с согласия на это самого клиента, если раскрытие такой информации необходимо для оказания юридической помощи;

— для обоснования позиции адвоката при решении спора между ним и клиентом либо для обоснования личной защиты по делу, возбужденному против него и основанному на действиях, в которых принимал участие клиент;

— проведения консультаций с другими адвокатами, если клиент не возражает против таких консультаций [3].

Действующие правовые акты, регламентирующие деятельность адвокатуры, включают в себя ряд положений, обязывающих адвоката не тольо соблюдать адвокатскую тайну, но и принимать все меры по обеспечению доверительных отношений между ним и клиентом. В частности, адвокат должен обеспечить клиенту возможность получения консультаций наедине. Он не вправе совершать какие-либо действия, создающие угрозу доверительным отношениям с клиентом, давать свидетельские показания по вопросам, составляющим адвокатскую тайну.

Разглашение и раскрытие тайны официальным и доверительным лицом, каким является адвокат, может расцениваться в определенных ситуациях как предательство интересов клиента, что должно повлечь за собой соответствующие выводы и последствия.

В етой связи вызывает интирес действующее в некоторых странах страхование риска адвокатской ответственности за ненадлежащее консультирование клиента и ошибки, допущенные адвокатом при ведении его дела. В Германии, например, одним из условий допуска к адвокатской деятельности является наличие страхового свидетельства, оплаченное страховым взносом. Из средств страхового фонда компания возмещает клиенту понесенные им убытки по вине адвоката.

В Республике Беларусь не предусмотрено страхование риска адвокатской ответственности. Но в том случае, если клиент не доволен качеством оказанной ему помощи, если были нарушены его интиресы и причинен иной ущерб, он имеет право требовать его возмещение. Данный вред может быть взыскан в порядке гражданского судопроизводства путем подачи иска о возмещении морального вреда. Но создание страховых фондов могло бы упростить и ускорить процедуру возмещения вреда. Наличие у адвоката страхового свидетельства может служить еще одной гарантией для клиентов при обращении за правовой помощью. Требование о наличии страхового свидетельства, оплаченного страховым взносом, в свою очередь дисциплинирует адвокатов, обязует к добросовестному выполнению профессиональных обязанностей.

Заслуженный юрист Республики Беларусь И. И. Мартинович считает, что для повышения ответственности адвокатов за выполнение ими своих профессиональных обязаностей в соответствии с законом, профессиональными стандартами и этическими нормами целесообразно ввести для адвокатов присягу. Присяга для начинающих адвокатов должна быть примерно следющего содержания: «Торжественно присягаю честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, руководствоваться законом и своей совестью, хранить профессиональную тайну, соблюдать правила адвокатской этики, защищать права человека и юридических лиц» [4, с. 130, 131].

Правовые нормы об обязанности признавать и соблюдать адвокатскую тайну адресованы не только адвокатам. Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре» установлено, что все органы и должностные лица признают и соблюдают тайну консультаций адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, при осуществлении им своих профессиональных обязанностей. Сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, не могут быть получены от адвоката и использованы в качестве доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах [5].

К сожалению, на практике еще встречаются факты недооценки и недопонимания соблюдения адвокатской тайны со стороны отдельных работников правоохранительных органов, считающих, будто не все, что стало адвокату известно от клиента, является тайной, и произвольно, по своему усмотрению, расценивают одни сведения как тайну, а другие – нет. В результате, иногда поступают запросы в юридическую консультацию о представлении тех или иных сведений, связанных с оказанием правовой помощи, делаются попытки вызвать адвоката для дачи объяснений или показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны в связи с защитой.

Например, в юридическую консультацию Фрунзенского района г. Минска поступил запрос от следственного работника прокуратуры с требованием предствить ему подробные данные о внесенных в юридической консультации на имя адвоката сумм гонораров. Пришлось доказывать и убеждать должностное лицо в том, что эти сведения также являются адвокатской тайной, которую нельзя раскрывать без согласия на то клиента.

Положения законов, охраняющих адвокатскую тайну, никаких исключений ни для кого не делают. Закон обязателен для всех [6, с. 47–49].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Трунов И. Л., Трунова Л. К. Адвокатская тайна в свете реформ правового регулирования // Закон и право. – 2002. – № 4. – С. 16–18.
  2. Адвокатская этика / М. Ю. Барщевский. – М.: Профобразование, 2000. – 312 с.
  3. Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь № 15 от 27 июня 2001 г. (с изменениями и дополнениями) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 8/11443.
  4. Адвокатура Беларуси: история и современность / И. И. Мартинович. –Минск: Тесей, 2002. – 176 с.
  5. Об адвокатуре: Закон Республики Беларусь, 6 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. – № 28.
  6. Мороз Г. Адвокатская тайна и обязанность ее соблюдения // Юстиция Беларуси. – 2003. – № 1. – С. 47–49.